Каримова Любовь Александровна Воспитатель
Консультация для родителей "Сюжетно - ролевая игра в дошкольном возрасте"Сюжетно – ролевая игра в дошкольномвозрасте<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Дошкольноедетство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенокприобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинаетформироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки ипривычки правильного поведения, складывается характер. Психологии педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А.Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляетосновное содержание жизни, является ведущим видом деятельности. Игра имеет огромное значение для воспитания иразвития личности. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающаяему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющаянаиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состоянияэмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенномуна свободном общении равных. Вигру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психическиепроцессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевыепроявления. Игровая деятельность,как доказано учеными (А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым и др.), не изобретаетсяребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит собщественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку,предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условныедействия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всему этому ребенокобучается в младшем дошкольном возрасте. Усваивая в общении совзрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способыи переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становитсяформой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающийэффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте. Разрозненные действия,которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединятьв определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либоигры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первыйвыдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это иесть сюжетно - ролевая игра.
Особоеместо в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самимидетьми, это творческие и сюжетно – ролевые игры. Отмечаяисключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупскаяписала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезнаяформа воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтомузадача педагога и родителя – помогать детям в организации игр. Сюжетно– ролевая игра – это основной вид игры ребенкадошкольного возраста., в процессе которой развиваются духовные ифизические силы ребенка: Характеризуя ее, С. Л.Рубинштейн, подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнкаи вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Компоненты сюжетно-ролевой игры
Сюжет игры - это сферадействительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенныхдействий, событий из жизни и деятельности окружающих.
Содержание игры - это то, чтовоспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного моментадеятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественнойдеятельности. Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либоперсонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномперсонаже. Сюжетно– ролевая игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любыепривлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события.Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленькогочеловека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъектатворца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков,каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участникинтересных и привлекательных событий. Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации всемье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпеваетсущественные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельностидошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ,компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общемразвитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста, как никто другой, нуждаются в поддержке и близостисвоих родителей, а сюжетно- ролевая игра способствует сближению мираребенка и взрослой жизни. Дорогие родители, предлагаю Вам несколько сюжетно – ролевых игр для вас иВашего ребёнка. <?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" /> Сюжетно-ролевые игрыдля детей.
Магазин Цель: научить детей классифицироватьпредметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширитьсловарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продуктыпитания», «посуда». Оборудование: все игрушки, изображающие товары,которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги. Ход игры: взрослый предлагает детям разместитьв удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной,продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Детисамостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работниковв отделах, рассортировывают товары по отделам– продукты, рыба, хлебобулочныеизделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет запокупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются спродавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры взрослому необходимо обращатьвнимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старшедети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете. Семья Цель: формировать представление околлективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейныхвзаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное,заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель,посуда, вещи и т. д. Ход игры: взрослый предлагает детям «поигратьв семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушкипредстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Членысемьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол,третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдатьза взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Школа Цель: уточнить знания детей о том, чемзанимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желаниеучиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей«школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д. Оборудование: ручки, тетради, детские книжки,азбука, цифры, доска, мел, указка. Ход игры: взрослый предлагает детям поигратьв школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, чтоделают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети –Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательновыполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на урокахматематики, родного языка, физкультуры, пения и т. д. "Дочки-матери"
Рассмотримодин из вариантов игры: Девочкаиграет с куклами дома или на улице. Она – мама, куклы – дочки. Ей приходитсясамой спрашивать, самой отвечать, самой действовать и придумывать различныеситуации, то есть – участие принимает только один ребенок. Играразвивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, бытьсправедливой и хозяйственной, а главное – самостоятельной.
7 декабря 2015 в 21:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.