Каримова Любовь Александровна Воспитатель

Консультация для родителей "Сюжетно - ролевая игра в дошкольном возрасте"

Сюжетно – ролевая игра в дошкольномвозрасте<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Дошкольноедетство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенокприобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинаетформироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки ипривычки правильного поведения, складывается характер. Психологии педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А.Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляетосновное содержание жизни, является ведущим видом деятельности.

Игра имеет огромное значение для воспитания иразвития личности. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающаяему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющаянаиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состоянияэмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенномуна свободном общении равных.

Вигру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психическиепроцессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевыепроявления.

Игровая деятельность,как доказано учеными (А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым и др.), не изобретаетсяребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит собщественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку,предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условныедействия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всему этому ребенокобучается в младшем дошкольном возрасте.

Усваивая в общении совзрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способыи переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становитсяформой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающийэффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Разрозненные действия,которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединятьв определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либоигры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первыйвыдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это иесть сюжетно - ролевая игра.

Особоеместо в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самимидетьми, это творческие и сюжетно – ролевые игры.

Отмечаяисключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупскаяписала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезнаяформа воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтомузадача педагога и родителя – помогать детям в организации игр.

Сюжетно– ролевая игра – это основной вид игры ребенкадошкольного возраста., в процессе которой развиваются духовные ифизические силы ребенка:  Характеризуя  ее, С. Л.Рубинштейн, подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнкаи вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со  взрослым.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сферадействительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенныхдействий, событий из жизни и деятель­ности окружающих.

Содержание игры - это то, чтовоспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного моментадеятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественнойдеятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либоперсонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномперсонаже.

Сюжетно– ролевая игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любыепривлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события.Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленькогочеловека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъектатворца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков,каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участникинтересных и привлекательных событий.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации всемье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпеваетсущественные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельностидошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ,компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общемразвитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.  Дети дошкольного возраста, как никто другой, нуждаются в поддержке и близостисвоих родителей, а сюжетно- ролевая игра способствует сближению мираребенка и взрослой жизни.

Дорогие родители, предлагаю Вам несколько сюжетно – ролевых игр для вас иВашего ребёнка.

<?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" />

Сюжетно-ролевые игрыдля детей.

Магазин

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­ватьпред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­ритьсловар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продуктыпитания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары,кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Ход игры: взрослый пред­ла­гает детям размес­титьв удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной,продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Детисамос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ковв отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам– продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ныеизделия, мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет запокуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются спродавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры взрослому необ­хо­димо обра­щатьвнима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старшедети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Семья

Цель: форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние околлек­тив­ном веде­нии хозяйства, семей­ном бюджете, о семей­ныхвзаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное,забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.

Оборудование:  все игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в семью: куклы, мебель,посуда, вещи и т. д.

Ход игры: взрослый пред­ла­гает детям «поигратьв семью». Роли расп­ре­де­ля­ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушкипред­с­тоит день рождения. Все хлопо­чут об устро­ении праздника. Одни Членысемьи заку­пают продукты, другие гото­вят праз­д­нич­ный обед, серви­руют стол,третьи подго­тав­ли­вают разв­ле­ка­тельную программу. В ходе игры нужно наблю­датьза взаимо­от­но­ше­ни­ями между членами семьи, вовремя помо­гать им.

Школа

Цель: уточ­нить знания детей о том, чемзани­ма­ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи­тать жела­ниеучиться в школе, уваже­ние к труду учителя, расши­рить словар­ный запас детей«школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детс­кие книжки,азбука, цифры, доска, мел, указка.

Ход игры: взрослый пред­ла­гает детям поиг­ратьв школу. Прово­дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, чтоделают ученики. По жела­нию детей выби­ра­ется Учитель. Остальные дети –Ученики. Учитель задает учени­кам задания, они самос­то­ятельно и стара­тельновыпол­няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани­ма­ются на урокахматематики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

"Дочки-матери"
Самаяпопулярная на сегодняшний день игра, правила ее меняются в зависимости отобстоятельств и количества детишек, возраст которых не ограничивается.

Рассмотримодин из вариантов игры:

Девочкаиграет с куклами дома или на улице. Она – мама, куклы – дочки. Ей приходитсясамой спрашивать, самой отвечать, самой действовать и придумывать различныеситуации, то есть – участие принимает только один ребенок.

Играразвивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, бытьсправедливой и хозяйственной, а главное – самостоятельной.

 

7 декабря 2015 в 21:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.