Каримова Любовь Александровна Воспитатель

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционнаягимнастика<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

 

<?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" />

                                                                                         

Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой «патологии». Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи.  К тому же они наиболее слышимы, их может заметить даже не специалист.

Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки. Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему или предполагают, что ребенок ее «перерастет». Но запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

шипящие: ш, ж, щ, ч.

свистящие: с, с', з, з', ц.

сонорные: р, р', л, л'.

 Не редко для постановки правильного звукопроизношения, используется артикуляционная гимнастика. Её целесообразно проводить перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка.

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.

3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение.

6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.

8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.

 

И помните: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!!! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

 

Акак показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большимжеланием и интересом, если данные упражнения используются в стихотворной форме. Нижепредлагаем вам базовый комплекс упражнений «Денискина зарядка».

«Денискина зарядка»

1. «Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

НашДениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

2. «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнутывверх.

Ктоиграет на гитаре,

А Денисна дудочке,

Губывытянул вперед

Узкой-узкойтрубочкой.

3. «Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть внижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Кончикязыка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.

4. «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

УДениса есть часы –

Удивительнойкрасы!

Ходятстрелочки по кругу

И хотятдогнать друг друга.

5. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким переднимкраем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаютсяуглов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать еёпальцем).

Если уДениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

6. «Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться кносу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо

Весело Дениске!

7. «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

НашДениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

8. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучатькончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук«Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрятьтемп. Следить, чтобы рот былвсё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал толькоязык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Недавнобабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.

9. «Пароход гудит»

Прикусить кончик языка и длительнопроизносить звук «Ы» (как гудит пароход).

ВотДенискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»

 

12 ноября 2015 в 18:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.