Артикуляционнаягимнастика<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
<?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" />
Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой «патологии». Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их может заметить даже не специалист.
Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки. Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему или предполагают, что ребенок ее «перерастет». Но запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.
Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:
шипящие: ш, ж, щ, ч.
свистящие: с, с', з, з', ц.
сонорные: р, р', л, л'.
Не редко для постановки правильного звукопроизношения, используется артикуляционная гимнастика. Её целесообразно проводить перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка.
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
И помните: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!!! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением. |
|
Акак показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большимжеланием и интересом, если данные упражнения используются в стихотворной форме. Нижепредлагаем вам базовый комплекс упражнений «Денискина зарядка».
«Денискина зарядка»
1. «Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
НашДениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
2. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнутывверх.
Ктоиграет на гитаре,
А Денисна дудочке,
Губывытянул вперед
Узкой-узкойтрубочкой.
3. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть внижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Кончикязыка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
4. «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
УДениса есть часы –
Удивительнойкрасы!
Ходятстрелочки по кругу
И хотятдогнать друг друга.
5. «Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким переднимкраем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаютсяуглов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать еёпальцем).
Если уДениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
6. «Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться кносу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!
7. «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
НашДениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
8. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот и постучатькончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук«Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрятьтемп. Следить, чтобы рот былвсё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал толькоязык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Недавнобабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
9. «Пароход гудит»
Прикусить кончик языка и длительнопроизносить звук «Ы» (как гудит пароход).
ВотДенискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»